В детстве Зину воспитывала бабушка.
Просто эпоха была такая – детей практически повсеместно воспитывали не родители, а «пятидневки», летние загородные детсадовские «дачи», школьная «продленка» и пионерские лагеря. У родителей в подавляющем большинстве были другие жизненные приоритеты: они работали, искали себя, строили коммунизм и решали глобальные проблемы человечества.
Так что тем детям, у которых была бабушка, способная заниматься воспитанием, - еще повезло. Они не знали, что такое ключ на шее, сваренный на неделю вперед суп в холодильнике и три смены подряд в одном и том же пионерском лагере «Звездочка».
->>
В нелегком деле воспитания внуков бабушки обычно очень старались. Ну еще бы, ответственность-то какая. Кому потом захочется на старости лет выслушивать от взрослых детей, построивших своё прекрасное будущее и обративших, наконец, взор от космоса или микробиологии на «семейные тылы», - упреки в том, что вам, дескать, мама, было доверено самое ценное – ребенок, а вы не справились, вырастили оболтуса. Хотя ведь, между прочим, мы говорили – нечего баловать, пусть вон на продленку ходит и в лагерь ездит, как все дети.
Поэтому бабушки изо всех сил старались, чтоб их внуки были не как все дети, а гораздо лучше.
- Все, что ты делаешь, ты должна делать отлично, - наставляла бабушка Зину. – Так, чтоб не было стыдно. Если уж за что-то взялась, должна лечь костьми.
Выражение «лечь костьми» вообще было в те годы популярно, особенно у бабушек. Костьми ложились уже привычно, повод был всегда.
Зина старалась порадовать бабушку – честно ложилась, как было велено, костьми. Тем не менее в среде детей часто находились более талантливые, одаренные ребята, которые показывали лучший результат при меньших вложениях. Поэтому с ранних лет Зину просто-таки съедала неуверенность в себе.
Над этой ее неуверенностью смеялся весь класс. Даже выучив наизусть все, что можно, она никогда не чувствовала, что подготовлена к уроку достаточно хорошо.
- Я ничего не помню! Ничегошеньки! – в панике повторяла она перед какой-нибудь контрольной, лихорадочно листая учебник. – Я не напишу! Не сдам!
- Зин, ну ты же учила! - утешали ее подруги.- Хоть что-то напишешь!
Но «хоть что-то» бабушку, а значит и Зину, не устраивало. Она ужасно боялась оказаться не лучше всех. Хотя из-за накрывшей паники часто показывала гораздо худший, чем могла бы, результат.
- Ты совсем не стараешься, Зина, - строго говорила бабушка. – Я знаю, что ты можешь учиться гораздо лучше! Значит, плохо готовишься к урокам!
С возрастом Зинина неуверенность в себе лишь увеличивалась и во время студенчества стала настоящей большой семейной проблемой. На каждый экзамен ее провожали, как на фронт, утешали и успокаивали, отпаивали валерьянкой.
- Я не готова! Я не сдам! – каждый раз рыдала Зина, заламывая руки.
- Ты же готовилась! – увещевали родные.
- Я ничего не помню! Я ничего не знаю! Я не могу!..
- И в кого она у нас такая? – разводили руками мама и папа. – Паникерша! Ладно бы не учила, но ведь головы не поднимала!
- Значит, мало учила! – уверенно изрекала бабушка. – Раз уверенности нет…
Рефераты и курсовые Зина не сдавала до последнего, но отнюдь не потому, что затянула с написанием. Просто накануне сдачи она вдруг понимала, что работа сделана совершенно бездарно. Зина садилась переделывать, залезала в дебри, не спала ночь и с каждым часом все больше убеждалась в том, что показывать такую работу кому-либо невозможно. В результате время шло, и Зина все время ходила в отстающих, сдавая все, что необходимо, уже в компании самых отпетых лодырей.
(...)
(с) Елена ДУНАЕВА
КП
@темы:
[Авторские колонки],
[Жизнь]